skip to content

Эффективность «ниже плинтуса»

С 2017 года, в соответствие с постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 445 (утратило силу с 02.01.2024 в связи с принятием аналогичного постановления Правительства Российской Федерации от 23.12. 2023 № 2268) (далее – Постановление), Минприроды России ведет государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС), в который вносятся объекты (свалки, полигоны, шламохранители, акватории и т.д.), накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке. На 21.03.2024 в ГРОНВОС внесены сведения о 1049 (одна тысяча сорок девять) объектах.
В соответствие с п.14 Постановления, основаниями для исключения объекта из ГРОНВОС являются:
а) ликвидация накопленного вреда окружающей среде на объекте;
б) передача третьим лицам права владения и (или) пользования объектом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
С подпунктом «а» всё понятно, а вот к подпункту «б» имеются вопросы:
1) Если объект передан в пользование третьим лицам, что, его накопленный вред окружающей среде становится ничтожным и не подлежит ликвидации?
2) Кто и как осуществляет дальнейший контроль (надзор) за ликвидацией накопленного вреда окружающей среде на объектах, переданных в пользование третьим лицам и, следовательно, исключенным из ГРОНВОС?
На сегодня эти вопросы остаются риторическими.
Далее. Если проанализировать ГРОНВОС, то окажется, что, по состоянию на 21.03.2024, из него за 6,5 (шесть с половиной) лет (!), по основаниям, установленным п.14 Постановления, исключен 131 (сто тридцать один) объект, или всего 12,49 (двенадцать целых сорок девять сотых) %.  
О каком приоритете в ликвидации накопленного вреда окружающей среде можно говорить? И опять же не понятно, сколько из 131 объекта исключены в соответствие с подпунктом «а», а сколько в соответствие с подпунктом «б»? Зато по докладам президенту у нас «всё в шоколаде».