skip to content

К сожалению, ничего нового...

«Вице-премьер Виктория Абрамченко торопится исполнить поручение Президента по итогам послания Федеральному Собранию. Однако предлагаемый Минприроды вариант не решает задач, поставленных Владимиром Путиным. Напомним, 21 апреля глава государства повторил своё прежнее указание: «Прошу ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда, за рекультивацию промплощадок». Минприроды мучается с текстом законопроекта уже полгода. При этом официально документ не вынесен на согласование с органами власти, субъектами РФ, не имеет даже финансово-экономического обоснования. А упомянутый Президентом подход «получил прибыль за счёт природы — убери за собой» вообще не вошёл в концепцию! Как следует из последней редакции, которая направлена в ФОИВы аппаратом Правительства, под обязательные процедуры, связанные с планом по ликвидации предприятия (вкупе с формированием финрезервов на случай банкротства или ухода от ответственности) попадёт менее 2 тыс. опасных объектов (из 170 тыс. внесённых в реестр Ростехнадзора). Более того, каким-то чудом обязанности «убрать за собой» избежали именно те предприятия, что вносят наибольший вклад в загрязнение окружающей среды. Из текста исчезло всё ЖКХ (поля аэрации, карты иловых полей, полигоны промышленных и коммунальных отходов), весь агропромышленный комплекс (с миллионами тонн отходов животноводства и первичной переработки), все объекты электроэнергетики (ТЭЦ с золоотвалами и сбросом сточных вод на рельеф местности), строительные компании (вкупе с линейными объектами, после возведения которых должно пройти не менее 100 лет для восстановления окружающей среды). Наконец, главное: не ожидается никаких дополнительных мер не ожидается в отношении самых грязных компаний, добывающих/перерабатывающих полезные ископаемые. Это значит, что десятки миллионов тонн отвалов, «вскрыши», отходов обогащения, шламов по-прежнему будут скапливаться вокруг месторождений, ГОКов и пр.
Говорят, топ-чиновники Минприроды объясняют такой подход просто: дескать, предприятия уже обязаны убирать за собой в рамках планов горных работ или проектов, прошедших госэкспертизу. Однако в России закон — что дышло: на практике лишь единицы экологически ответственных компаний убирают за собой по окончанию разведки месторождений или строительства линий электропередач. Все остальные спокойно бросают якобы рекультивированные шламовые амбары, засыпанные глиной и засеянные жидкой травкой. Не попадают под действие законопроекта и тысячи средних предприятий (котельные, заправочные комплексы, разнообразные базы, автохозяйства, портовая инфраструктура и пр.), которые зачастую наносят ущерб ничуть не меньше крупных. Выпали из сферы регулирования и земельные участки, где работают федеральные учреждения вроде Минобороны и предприятий ВПК. Мягко говоря, законопроект недоработан, изобилует правовыми пробелами, нет внятного понятийного аппарата, количество новых административных/разрешительных/согласительных процедур явно зашкаливает.  Единственный плюс инициативы — попытка Правительства «окрасить» платежи, которые поступают за негативное воздействие, чтобы расходовать их на природоохранные мероприятия. Впрочем, и этот раздел «хромает»: непонятен порядок распоряжения средствами, а также источник компенсации выпадающих доходов субъектов РФ и муниципальных образований, которые (в отличие от федерального центра) реально реализуют минимальный набор компенсационных экомероприятий.
Зачем же тогда спешить с внесением законопроекта, который не решает ни одну из задач, поставленных Путиным? Зачем рассказывать сказки о недопущении появления объектов накопленного ущерба, когда текст документа нацелен лишь на 1,5% отнюдь не самых грязных субъектов? Чтобы побыстрее поставить «галочку» в Контрольном управлении Президента, сняв с плеч тяжкий груз под названием «неисполненное поручение Владимира Путина»? Или это хитрая задумка олигархического лобби — позволить Правительству и Госдуме оперативно принять «беззубый» законопроект, чтобы избежать дополнительной финансовой нагрузки?»
 
Telegram