skip to content

Предупреждение тоже наказание

«Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО «А» (далее — Общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в связи с нарушением требований, предусмотренных лицензией по обращению с отходами I-IV классов опасности. Ранее решением суда заявленные требования Управления удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, но в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит привлечь Общество к административной ответственности с применением к нему наказания в виде штрафа.

Из материалов дела

Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности в части сбора, транспортирования и обработки отходов. Управлением проведена проверка деятельности Общества, в ходе которой установлено грубое нарушение Обществом условий, предусмотренных лицензией. Установлено, что сотрудник Общества осуществляет деятельность по обращению с отходами в отсутствие дополнительного профессионального образования по обращению с отходами, что является грубым нарушением лицензионных требований. В связи с этим составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения. Доводы Управления о наличии оснований для замены предупреждения на административный штраф были отклонены судами. Это обусловлено тем, что применение конкретной меры ответственности определяется судом с учетом принципа справедливости, соразмерности, характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии имущественного ущерба, причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ):
— жизни и здоровью людей;
— объектам животного и растительного мира;
— окружающей среде;
— объектам культурного наследия; безопасности государства;
— угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доказательств того, что на момент привлечения к административной ответственности Общество ранее привлекалось к административной ответственности по аналогичному правонарушению, Управлением не представлено. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно заключил, что оснований, препятствующих назначению административного наказания в виде предупреждения, не имелось.

Итоговое решение

Суд постановил: решение арбитражного суда оставить без изменения, кассационную жалобу Управления оставить без удовлетворения.

(Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2021 № А40-62690/2021.)

Рекомендации

Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам направлять при необходимости своих сотрудников, которые непосредственно осуществляют обращение с отходами, на профессиональное обучение для работы с отходами I-IV классов опасности. Обучение необходимо проводить в том числе и при их замене. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о соответствующей квалификации. Документы выдаются по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В ином случае территориальные органы Росприроднадзора вправе привлечь хозяйствующего субъекта к административной ответственности.»
(материал предоставлен информационным партнёром РОСЭКОПРО журналом «ТБО»)