skip to content

Халатность или «кормушка» Роспотребнадзора?

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» появилось сообщение Роспотребнадзора об актуализация нормативных документов - вместо 424 нормативно-правовых актов, действующих сегодня, с 1 января 2021 года начнут действовать 10 нормативно-правовых актов. Работа большая и необходимая, однако у РОСЭКОПРО имеется вопрос к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации г-же Поповой А.Ю.

 Анна Юрьевна, а в Роспотребнадзоре в курсе, что мусоровоз (транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО) не является полигоном ТКО (специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения и обезвреживания отходов)? Вопрос не праздный, т.к. начиная с декабря 2014 года, когда под лицензирование попали сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов, был создан искусственно или появился из-за разгильдяйства ведомства нормативно-правовой вакуум, который создал идеальные условия для процветания коррупции при получении лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов производства и потребления I-IV классов опасности.

Одним из требований для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами является наличие санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора о соответствии (несоответствии) предполагаемых видов деятельности требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН). Необходимость получения такого заключения обусловлена Федеральным законом № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и вид деятельности по обращению с отходами должен быть оценен на соответствие СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (других СанПиН по обращению с отходами нет). Само наименование указанных СанПиН говорит о том, что речь идёт о полигоне, т.к. только на таком объекте предусмотрено размещение и обезвреживание отходов. Кроме того, в пункте 1.2 преамбулы СанПиН написано: «Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов)».

СанПиН 2.1.7.1322-03 были разработаны Роспотребнадзором, исключительно, для лицензирования деятельности по размещению и обезвреживанию отходов - видов деятельности, которые из всех видов деятельности по обращению с отходами лицензировались до декабря 2014 года. После расширения области лицензирования в декабре 2014 года, СанПиН для деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов никто не разработал или не захотел разрабатывать. Возникает закономерный вопрос: какое отношение сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов имеют к устройству и содержанию полигонов? Каким образом можно установить соответствие (несоответствие) мест сбора, объектов обработки (утилизации) отходов и транспортных средств (мусоровозов) гигиеническим требованиям для объектов размещения и обезвреживания отходов - полигонов? 

Ведь это бред – приравнивать мусоровоз к полигону! Отнюдь... Несмотря на полный идиотизм такого подхода, сегодня через процедуру получения санитарно-эпидемиологических заключений на «схожесть полигону» прогоняют и сборщиков, и перевозчиков, и обработчиков, и переработчиков, при этом ничуть не смущаясь абсурдностью и не боясь преступности созданной ситуации. А теперь давайте задумаемся, сколько надо «отстегнуть» проверяющему, чтобы ваш мусоровоз признали соответствующим требованиям к полигону (звучит дико, но это факт)? Ведь СанПиН для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов не существует, а значит все в «чистых руках» инспектора Роспотребнадзора, захотел - сказал, что мусоровоз «соответствует» требованиям к полигону, не захотел - сказал, что «не соответсвует». А ведь такая ситуация четко попадает под определение коррупциогенного фактора «широта дискреционных полномочий», указанного в «Методике проведения антикоррупционной экспертизы  нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов», и о котором РОСЭКОПРО писал в обращении в Генпрокуратуру РФ (см. раздел «Прокуратура» Обращение в Генпрокуратуру РФ 09/2019). Законные вопросы - отсутствие требуемых СанПиН - это халатность Роспотребнадзора или коррупционный умысел? Почему молчит Генеральная прокуратура РФ, которая в курсе этой ситуации? Опять «подслеповатое» око государево?

РОСЭКОПРО поднял этот вопрос ещё 3 года назад (см. раздел «Новости», архив стр. 67, «Ребята, ау! Мусоровоз это не Полигон»), однако многочисленные обращения в Роспотребнадзор остались без ответа. Только после трёх обращений РОСЭКОПРО в Генеральную прокуратуру РФ мы, наконец, получили ответ заместителя руководителя Роспотребнадзора г-жи Брагиной И.В., в котором было сказано о том, что замечания учтены и в ближайшее время СанПиН для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов будут разработаны. Прошло 2,5 года, а СанПиН нет и в помине - или ждут, когда «клюнет жареный петух», или не хотят лишаться «кормушки». При этом необходимо отметить, что о существующей проблеме в лицензировании РОСЭКОПРО проинформировал и лицензирующий орган - Росприроднадзор, реакции, как и от Генпрокуратуры, никакой, вот такая «круговая порука» в институтах власти.

Но, к сожалению, реальная ситуация такова, что по мнению экспертов Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России», если действовать строго по закону, то сегодня необходимо отзывать десятки тысяч фиктивных лицензий, выданных на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов на основании «липовых» заключений Роспотребнадзора, возвращать десяткам тысяч предпринимателям государственную пошлину, уплаченную за некачественную государственную услугу «выдача лицензии», разрабатывать и утверждать необходимые СанПиН, и только после этого заново  лицензировать указанные виды деятельности по обращению с отходами. С юридической точки зрения - сегодня каждый мусоровоз находится вне закона, с фальшивкой на руках, что делает его «легкой добычей» правоохранительных органов, а в конечном итоге пострадают простые перевозчики отходов, что является недопустимым.

Поэтому РОСЭКОПРО обращается к г-же Поповой А.Ю. - Анна Юрьевна, прежде чем отменять 424 нормативно правовых акта, убедительно просим Роспотребнадзор разработать всего четыре СанПиН - гигиенические требования для осуществления деятельности по 1 - сбору, 2 - транспортированию, 3 - обработке, 4 - утилизации отходов, а то разгильдяйство или коррупционный умысел уже приносят необоснованные финансовые потери предпринимателям и могут нанести вред здоровью людей и причинить ущерб окружающей среде.