09/01/2025 - 00:53 - rosekopro
Как всегда под Новый год депутаты Госдумы скопом принимают массу законов, целесообразность многих из которых, мягко говоря, вызывает большие сомнения. Так и в декабре прошлого года думцы, в преддверие своего заслуженного )) и длительного отдыха за народный счет, быстренько приняли в первом чтении законопроект № 780703-8, который, как считают авторы, представляет собой «попытку (?!) внести необходимые коррективы в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в целях недопущения непрозрачности финансовых потоков и обеспечении должного контроля за деятельностью региональных операторов»
По мнению Министра природных ресурсов и экологии РФ А. Козлова, основная проблема кроется в дефиците инфраструктуры. «Ежегодно в стране образуется 50 млн. тонн ТКО, а 182 региональных оператора, обслуживающих почти все население, сталкиваются с острой нехваткой контейнеров и контейнерных площадок. Ситуация усугубляется изношенностью спецтехники – 45% мусоровозов требуют замены. По приблизительным подсчетам, ликвидация дефицита контейнеров и площадок потребует около 44 млрд. рублей» - так убеждал «слуг народа» Сан Саныч.
Законопроект, вроде как, «предлагает решение части проблем, передавая региональным операторам функции по созданию и содержанию контейнерных площадок. Регионы получат выбор: осуществлять эти функции самостоятельно, субсидировать муниципалитеты или включать их в обязанности региональных операторов»
«Однако, это лишь один из элементов комплексного подхода, необходимого для решения проблемы. Критика со стороны Валентины Матвиенко, которая указывает на неподотчетность региональных операторов и непрозрачность расходования 280 млрд. рублей, собранных с народа за вывоз мусора в прошлом году, подчеркивает глубину существующих проблем. Законопроект также уточняет состав сведений, включаемых в реестр мест накопления ТКО, наделяя Правительство РФ полномочиями по дополнению этого реестра необходимой информацией. Это шаг в сторону повышения прозрачности и контроля. Однако, сам по себе реестр не решит проблему коррупции и неэффективного использования средств. Помимо финансовых вложений в инфраструктуру, необходимы системные изменения в механизмах контроля и ответственности. Необходимо усилить надзор за деятельностью региональных операторов, ввести более строгие санкции за нарушения, повысить прозрачность финансовых потоков и обеспечить эффективный механизм обратной связи с населением» - написал при обсуждении законопроекта один из экспертов.
Все эти предложения и предположения вызывают ряд комментариев и вопросов.
Первое. Ни у спикера Совета Федерации, ни у министра экологии, ни у одного из 450 депутатов Госдумы, включая и «системную оппозицию», извините за прямоту, не мелькнула даже малюсенькой мыслишки об антиконституционности самого существования института региональных операторов и монополизации рынка ТКО. Или они вообще не читали Основной закон, или когда речь заходит об обращении с отходами, то ч.1 ст. 8 и ч. 2 ст. 34 Конституции они читают с широко закрытыми глазами. И никто не хочет понять (или боится сказать), что при наличии свободной конкуренции на рынке отходов такие «проблемы» не могли возникнуть даже теоретически.
Второе. А что, из содранных с народа 280 млрд., обновить меньше половины мусоровозов, являющихся для регоператоров основным инструментом для заколачивания денег (они кроме вывоза мусора больше ни черта не делают), жаба задушила?
Третье. Дадут ли эти поправки хоть какой-то минимальный положительный результат пока под большим вопросом, а вот то, что тарифы взлетят до 25% (!) - это факт, о котором авторы прямо и открыто пишут в финансово-экономическом обосновании законопроекта (стр. 15). Нашим предложениям, реализация которых может привести к росту тарифов на 3-5%, Минприроды немедленно дает «от ворот поворот», но ввиду того, что из 4-х сенаторов Совфеда и 19-ти депутатов Госдумы - авторов законопроекта, 22 «народных избранника» (95,65%) являются членами «Единой России», постоянно заботящейся о нашем благополучии )), на такую «мелочь», как увеличение финансовой нагрузки на население сразу на 25% или на 1/4, никто из их коллег по партии власти не обратит никакого внимания и поправки будут приняты подавляющим большинством голосов (или единогласно) при полном одобраении Минприроды.
И последнее. Министр Козлов говорит о 50 млн. тонн образования ТКО, а в Государственном докладе о состоянии и охране окружающей среды в РФ за 2023 в разделе «Отходы производства и потребления» (подраздел «ТКО») приведено значение 45,97 млн. тонн
Конечно, может для Сан Саныча 4,03 миллиона тонн отходов это фигня, но для утилизации этой «мелочи», к примеру, понадобилось-бы 8 мусоросжигательных заводов (МСЗ) производительностью 550 тыс. тонн/год, которые должны были составить основу фейк-проекта «Энергия из отходов» А. Шипелова и Ростеха. Кстати, строительство 5-ти стартовых МСЗ уже успешно провалено, а деньги, не менее успешно, освоены.
Но главное даже не в этом - сам разброс значений объема образования ТКО более, чем в 4 млн. (!) тонн, говорит или о недостаточно глубоком владении данным вопросом министром экологии, или о слабом учете количества образованных отходов, или о преднамеренном включении в Государственный доклад Минприроды заниженных сведений об образовании ТКО (о чем мы говорили неоднократно), что является наиболее вероятным предположением