skip to content

Опять одни призывы

Бурматов: мусорят не квадратные метры, а люди 

Депутат призывает платить за обращение с отходами по фактически накопленному объёму

Владимир Владимирович, мусорную реформу запустили 2,5 года назад, и одна из её задач — наладить раздельный сбор мусора, чтобы можно было его утилизировать, а не сваливать на полигон. Но многим регионам пока не хватает денег на раздельные контейнеры. Как продвигается решение проблемы?
Мы настаиваем на том, чтобы инфраструктура обращения с отходами создавалась за федеральные средства. Речь идет и о контейнерах, прежде всего для раздельного сбора мусора, и о мусоровозах. Чтобы не затягивать решение, мы хотим помочь регионам с созданием инфраструктуры по линии «Единой России» в рамках партийного проекта «Чистая страна». Предложили включить такой пункт в партийную программу. Еще важный момент - это должна быть дорога с двусторонним движением. Регионы должны взять на себя обязательство оборудовать контейнерные площадки. Я несколько раз обсуждал эту тему с министром природных ресурсов и экологии Александром Козловым. Он поддерживает такой подход.

- А как быть с опасными отходами? В контейнер нельзя выкидывать ни батарейки, ни сгоревшие лампочки.
Сейчас этот вопрос решается за счет волонтеров или бизнеса, но системного подхода нет. В этом созыве мы создали с нуля основу новой отрасли обращения с самыми опасными отходами — 1-го и 2-го класса опасности, приняв закон о создании федерального оператора. Уже определили площадки, где будут заниматься их обезвреживанием. На мой взгляд, они выбраны удачно - там раньше уничтожали химическое оружие, поэтому есть и инфраструктура, и компетенции. Но нужно, чтобы туда доезжали не только промышленные отходы, но и те, которые образуются у людей.
А для этого Минприроды, федеральный оператор и региональные операторы по обращению с коммунальными отходами должны создать инфраструктуру, чтобы каждый мог выбросить отработанные аккумуляторы, батарейки, лампочки и так далее в специальные контейнеры там, где это ему удобно, — недалеко от дома или работы. У нас в Думе уже четыре года стоят специальные боксы для сбора батареек. Кстати, пластиковых стаканчиков на заседаниях тоже уже четыре года нет. Это пример того, что начинать всегда нужно с себя в любых вопросах.

- Можно ли уже говорить о плюсах мусорной реформы?
Появились региональные операторы. Да, среди них есть очень хорошие, а есть никудышные, но это в любом случае шаг вперёд по сравнению с той вакханалией, которая творилась, когда на каждой свалке сидел свой «князек» и потоки мусораникак не контролировались. Мы законодательно запретили сжигать отходы, из которых не были извлечены полезные фракции. Законодательно оформили и раздельное накопление отходов. Не все регионы спешат этим пользоваться, так как им выгоднее везти мусор на свалки, но это издержки переходного периода. В крупных городах раздельные контейнеры и мусоровозы стали полноценной частью инфраструктуры. Построено более 80 заводов по переработке отходов. Но пока им не хватает сырья. Загвоздка в том числе в логистике. В июне мы проведем заседание комитета, посвященное федеральной системе обращения с отходами, которая должна помочь эффективно выстроить транспортные потоки, чтобы не приходилось везти мусор на переработку за тысячу километров. Ранее проект, подготовленный Российским экологическим оператором, нас не устроил. Это была сборная солянка, состоящая из разрозненных региональных схем обращения с отходами. Мы предложили схему переработать. Насколько мне известно, это сделано. Мы выскажем свое мнение по итогам анализа.
Наконец стали убирать свалки в городах. В Челябинске до недавнего времени действовала огромная свалка в самом центре города. Она постоянно горела, и жители дышали этой гадостью. Сейчас это экологически безопасный объект, а через год он станет зеленым холмом, о котором нельзя будет подумать, что там когда-то была куча отходов, дававшая 20 процентов опасных выбросов в областном центре.

- Какие мусорные проблемы еще надо решить и, самое главное, как?
Нужен поэтапный запрет производства одноразовой посуды и упаковки из материалов, которые невозможно переработать. Надо ввести расширенную ответственность производителей, то есть реализовать принцип «загрязнитель платит». Мы ждем от Правительства такой законопроект осенью. Сейчас за все платит покупатель. Скажем, он приобретает бутылку воды за полную стоимость со всеми налогами, а потом, выпив воду, бросает ее в контейнер и платит еще раз за то, чтобы ее вывезли, переработали или отправили на свалку. А по-хорошему, за утилизацию упаковки должен отвечать производитель, который сейчас получает сверхприбыль.
В этом году планируем принять еще несколько инициатив — об авансовых платежах предприятий за негативное воздействие на окружающую среду, о маркировке мусоровозов, чтобы сделать прозрачной транспортировку отходов, о ведении федеральной схемы обращения с отходами в электронном виде, чтобы не приходилось перелопачивать тонны бумаги.
Ждем от Правительства внесения законопроекта об ответственности собственников за ликвидацию объектов накопленного вреда. Это закон «имени Усолья-Сибирского», где брошенное предприятие едва не стало причиной экологической катастрофы чудовищных масштабов. Важно, чтобы такое не повторилось.
Необходимо перейти к оплате обращения с отходами по фактически накопленному объему. Такая практика есть, в том числе в России, но ее надо максимально распространить. Сейчас граждане платят по нормативам накопления отходов, которые устанавливают в регионах и часто завышают в угоду региональным операторам. А в некоторых регионах взимают плату в зависимости от площади жилья, что вообще бред — мусорят не квадратные метры, а люди.

- В Минприроды разработали проект, в котором предусмотрена оплата по факту, но с ограничениями — например, это возможно, если в доме есть отдельный контейнер. А можно ли это сделать, если бак стоит во дворе?
Есть разные варианты того, как сделать, чтобы воспользоваться контейнером могли только жильцы определенных домов. Это уже реализовано в некоторых муниципалитетах. Принцип оплаты по факту заложен в постановлении Государственной Думы и в «дорожную карту» министерства и его должны так или иначе реализовать.
 
 
(материал предоставлен информационным партнёром РОСЭКОПРО журналом «ТБО»)