skip to content

Официальный документ или памятка коррупционерам?

Министерство юстиции РФ 31.10.2025 зарегистрировало приказ Минприроды России № 472в отношении которого мы позволим себе два комментария

1. Приказ устанавливает порядок расчета предельного объема затрат (ПОЗ) на рекультивацию свалок, который рассчитываются применительно к двум вариантам:
Вариант № 1 - ликвидация свалок без транспортирования отходов на полигоны, т.е. на месте.
Вариант № 2 - ликвидация свалок посредством транспортирования отходов на полигоны.
В варианте № 1 (без транспортировки) ПОЗ рассчитывается по формуле:
ПОЗ = УП х S х Ипр
где:
УП - удельный показатель стоимости работ;
S - площади свалки;
Ипр - индекс-дефлятор (?!), определенный по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», разрабатываемый и публикуемый Минэкономразвития, на среднесрочный период (без пол-литра не поймешь).

В варианте № 2 (с транспортировкой) ПОЗ рассчитывается по формуле:
ПОЗ = (R x S + T) x Ипр  
где:
R - удельный показатель стоимости работ;
S - площади свалки;
T - затраты на транспортные расходы

Теперь смотрите. УП определяется по таблице из Приложения 1, под которой написано - «В случае отсутствия в проекте работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде сведений о массе размещенных отходов, масса таких отходов рассчитывается путем умножения их объема на плотность, указанную в данном проекте».
Где тут можно схимичить? А кто будет разбираться, соответствовали или не соответствовали действительности значения объема и плотности свалочного тела при установлении его класса и подкласса для определения УП? Правильно - никто…
Про мутный индекс-дефлятор и говорить не приходится, т.к. методика его «вычисления», вероятно,  хранится в Минэке под грифом «сов. секретно» :)
И последнее. В приказе написано, что для базового района (Московская обл.) УП установлен в размере 15,59 млн. руб./га, а для других регионов это значение умножается на коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов РФ (Кпер) и коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства в субъекте РФ  (Крег), сведения о величине которых содержатся в [перечисление документов].
Вроде всё правильно , но в соответствии с п.13 ст. 1 ГрК РФ, строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а рекультивация свалок - это комплекс мероприятий, направленных на возвращение нарушенных земельна участках размещения существующих свалок для дальнейшего хозяйственного использования иулучшения условий окружающей среды («Методические рекомендации по проведению инженерно-экологических изысканий для целей рекультивации существующих свалок и проектирования вновь организуемых полигонов захоронения ТКО на территории Московской обл.») 
Таким образом, понятие «рекультивация свалок» ничего общего с понятием «строительство» не имеет, тогда какое отношение к расчету стоимости работ по рекультивации свалок имеют коэффициенты, применяемые исключительно в строительстве? Кроме того, показатель «Т» (транспортирование, погрузка и разгрузка отходов) также не отличается прозрачностью и обоснованностью, так что и здесь есть возможность «для маневра» выделенными средствами.

2. Маленький совет зам. министра г-ну Цыганову - Константин Анатольевич, прежде чем подписывать какой-либо документ, его желательно если не изучить, то хотя бы прочитать. В подписанном вами 5 сентября 2025 г. приказе №472 фигурируют федеральный проект «Чистая страна» и национальный проект «Экология». Однако, в нашей стране, с 1 января 2025 г. уже, худо-бедно, реализуется федеральный проект «Генеральная уборка», входящий в национальный проект «Экологическое благополучие». Реализация «Чистой страны» и «Экологии» была «успешно» завершена ещё осенью 2024 г., о чем ваш министр и доложил президенту.
Как Минюст России зарегистрировал такой приказ пусть останется на совести чиновников этого министерства, но вот обладает ли он юридической силой - это вопрос… :)