skip to content

"Навозный след" поправок в закон об отходах

    5 августа текущего года в Казани президент Татарстана Рустам Минниханов провел заседание совета по предпринимательству (http://www.kommersant.ru/doc/3055407). Обсуждались многие вопросы, однако наиболее горячую реакцию президента вызвало сообщение предпринимателей о необходимости получать лицензию фермам и животноводческим комплексам на «работу с навозом». «Я вообще поражаюсь, какие глупости в нашей стране принимаются. Есть животноводческие фермы, где навоз — это не отходы, а продукт дальнейшего использования», — заявил Рустам Минниханов. «Это кто придумал? Сидякин, здесь, нет?» — возмутился глава республики.  Мы должны успокоить господина Миннинханова – татарский депутат Сидякин здесь не причем. Указанные глупости единогласно приняли под новый, 2015 год, 6 (шесть) членов Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, присутствовавшие на заседании (при этом состав Комитета – 23 депутата!), среди которых был и татарский депутат, но г-н Сибагатуллин Ф.С.

 А еще президенту Татарстана не доложили, что эти глупости распространяются и на куриный, гусиный и утиный помет, который в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (http://eco-c.ru/guides/fkko) (ФККО), наряду с навозом крупного рогатого скота и свиней, относится к отходам III и IV классов опасности, сбор, транспортирование, обработка и утилизация (переработка) которых, в соответствии с поправками, принятыми в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» и получившими очень точное название от главы Республики Татарстан, с 1 июля 2016 года подлежат обязательному лицензированию.

Нормальный человек спросит, подождите, а импортозамещение? Или чем больше палок в колеса сельского хозяйства, тем больше производства мяса и птицы? Мы далеки от того, что, принимая эти поправки про это не знал Председатель Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, доктор сельскохозяйственных наук, действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук, профессор В.И. Кашин.

Тогда вопросы: зачем и почему? А как же административная реформа, отменившая в 2011-2012 годах лицензирование деятельности по сбору, транспортированию и утилизации отходов? Почему не прислушались к мнению Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами, категорически выступавшего против возврата лицензирования, которое создало дополнительные проблемы десяткам тысяч представителей малого бизнеса?

Минприроды попыталось смягчить ситуацию «с навозом» (http://mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=143693&sphrase_id=1686085&pri...), однако и здесь возникают вопросы. Получается, что если обложиться необходимыми документами, то навоз и помет превращается из отходов в продукцию? Но ведь они никуда не делись из ФККО! Тогда, может быть, выведем из-под лицензирования и отходы из жилищ несортированные (твердые коммунальные отходы), отнесенные в ФККО к отходам IV классу опасности, но которые можно рассмотреть и как вторичное сырье?